Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Сценарий проведения крестин
07:39 Сценарий проведения крестин |
В день крещения главными действующими лицами становились повитуха и крестные, оплачивавшие, по обычаю, и саму процедуру. Повитуха тщательно купала ребенка, укладывала его на мягкий вывороченный мех под иконы: “да будет жизнь его обильна так же, как обильна волосом постель его”, а затем заворачивала в отцовскую или материнскую рубаху, в рукав которой клала краюшку хлеба: “на счастье” и как оберег. Перед отправкой в церковь все присутствующие на минутку присаживались, как перед дальней дорогой, за накрытый свежей скатертью стол с караваем и солонкой в центре. Кровные (“плотские”) родители благословляли крестных “на святое крещение” и в дальнейшем присутствовать на церемонии не могли: мать младенца считалась “нечистой” до 40-го дня, и в известной степени эта “нечистота” распространялась и на отца. Воду для крещения, по древней традиции, приносил восприемник. Ее должно было быть достаточно, не менее двух ведер (“а то жизнь будет неполной”). Воду подогревали. Лишь у староверов принято было крестить в холодной воде, зимой – даже в подернутой льдом купели (“не то хиляк вырастет”). После соответствующих молитв и погружения ребенка или троекратного обливания его головки, крестильную воду выливали в протоку (реку, ручей) или на огород, чтобы ее никто не осквернил. Полотенце для вытирания рук священника, крестильный крестик и ризки – кусок чистой белой ткани для завертывания ребенка после таинства (аналогичный ризам, в которые завернули Христа), а также всю крестильную одежду готовила и приносила крестная мать. Крестильная одежда должна была быть нарядной, и во многих семьях ее принято было хранить и передавать последующим поколениям. При совершении ритуала знающие люди зорко следили за поведением ребенка в купели: если он скрючит ножки – “будет крепок”, если шарик из воска с отрезанными волосами (элемент совершения таинства) не утонет – “проживет долгую жизнь”. Ничего хорошего не ждали, если священник надел крестильную рубашку наизнанку или помазал миром не правую, а левую ножку ребенка: “ох, не пойдет он по заповедям Господним”, будет “сильно маяться”, проживет “не как все”. После крещения все присутствующие ехали – той же дорогой, что и в церковь, обратно в дом новорожденного, где крестные вручали его родителям со словами: “Вы вручили дитя молитвенное, получите же окрещенное” и сообщали нареченное имя. Родители младенца ожидали крестильный “поезд” с нетерпением, накрыв на стол и приготовив вышитое полотенце с хлебом-солью. Если повитуха не ездила с крестными в церковь, то она встречала приехавших в шубе мехом наружу – это служило оберегом и пожеланием крестным богатства. Если в семье дети “не стояли” (часто умирали), в некоторых русских селениях их передавали родителям с улицы через окно, чтобы обмануть “злых духов”. Окрещенных детей укладывали на ту же шубу под образами, на которой они лежали перед поездкой в церковь. Рядом родители и другие приглашенные оставляли монетки высокого достоинства. Иногда их клали в ладошку или просто проводили по ней. Счастливые родители благодарили крестных и повитуху “за труды” и щедро одаривали их. Кроме того, роженица делала подарки свекру и свекрови, а они, в свою очередь, совершали подношения невестке и малышу. Царские крестины
Венценосных особ крестили в России публично, при большом стечении народа, через 8 дней после появления на свет или немного позже. При Петре Великом на крестинах велено было присутствовать всем министрам-сенаторам и иностранным посланникам. Восприемниками царских детей были лица высшего духовного звания (патриархи), члены правящей царской семьи или же достойные люди из числа иностранцев. В заключение крестильной процедуры царь и царица щедро одаривали крестных малыша и его самого. По свидетельству датского посланника Юст Юля, жившего при русском дворе в начале XVIII века, “обычай этот существовал в русской церкви с незапамятных времен”, и дары ребенку совершались “в воспоминание того, что волхвы после рождения Христа подносили ему золото”. При царях Иване Грозном и Алексее Михайловиче подаркам предшествовал пышный крестильный “поезд”: гости вереницей ехали в церковь на крестины и обратно, дорогу “поезду” кропил святой водой митрополит или патриарх. Дары венценосному новорожденному делали все: бояре, окольничие, все чины Думы, иноземные гости, а также Гостиная и Суконная сотни. Ответом на подношения было поистине царское угощение.
|
Категория: Крещение |
Просмотров: 1509
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|